Матеріали спільних лекцій для 8-11 класів ЛМШ

Тут наводимо посилання на презентації:

 Економіка

Data Science

Аукціони

Задачі

32 коментарі до “Матеріали спільних лекцій для 8-11 класів ЛМШ

  1. Влад

    В чем смысл учить детей этим бесполезным определениям, которые нигде не применяются. Судя по всему, презентации составленны людьми, которые не имеют ни малейшего отношения к обычной математике, не говоря уже об олимпиадной. Слишком много умных слов, и слишком мало дела. Искренне жаль детей которые тратят свое драгоценное время в ЛМШ на это.

    1. Данило Хілько

      Влад, я попробую ответить. Мир не ограничивается математикой, тем более, олимпиадной. Наоборот, у олимпиадной математики есть вполне определённые временные рамки: в 17-18 лет олимпиадник “вешает бутсы на гвоздь”, если только он не умудрился получить, скажем, по зарубежной литературе годовую двойку и остаться в школе ещё на год. Большая математика, которая, между прочим, не очень коррелирует с олимпиадной математикой, остаётся средой специфической и не всегда приветливой. С другой стороны, есть множество в той или иной степени математизированных профессий, которые, однако, остаются скрытыми от школьников в Украине. Ребята сделали замечательные общие презентации направлений, куда можно двигаться. В плане расширения кругозора это бесценно. Ну а “бесполезные определения, которые нигде не применяются” оставлю без комментариев и пошлю автора гуглить.

      1. Влад

        Бесспорно, в этом плане вы абсолютно правы. Помимо олимпиадной математики ученикам было бы полезно иметь представение о других ее применениях. Однако, сами презентации у меня вызывают кучу вопросов. Я считаю, что ученикам было бы полезно ознакомится с экономическими моделями и data science на практике. Под словами “на практике” я подразумеваю примеры применения и их анализ. Нужно, чтобы ученикам было понятна ситуация и необходииость этих знаний в данной сфере.
        С другой стороны, мы видим полную противоположность описанного мною метода в каждой из 3 презентаций.
        В презентации по Data Science написано огромное количество определений, которые не имели никакого практического приложения в лекции. Было предоставлено много “умных” формул, которые, судя по всему, автор скопировал с интернета. По зашкаливающему количеству “смешных” картинок очевидно, что презентацию делал на скорую руку неопытный студент. И я уверен, что для таких как он самый простой способ объяснить что-то школьникам – это запугать их формулами, дать несколько очень простых задач и сказать пару слов о применении.
        Особого внимания заслуживает лекция по экономике. Ее автор на протяжении всей лекции, как можно было понять по слайдам, понтовался тем, что он поступил на магистратуру за границу. Смысла знать ученикам лучше финансовые компании мира нет никакого. Однако, этой лекцией автор неплохо поднял себе самооценку.
        Подводя итог, я считаю, что примерное понимание вещей, описанных в лекциях, действительно расширит кругозор учеников, но такая их подача, которая была предоставлена в лекциях, будет в лучшем случае проигнорирована, а в худшем – запугает школьников и вызовет только негативное отношение к данной теме

        1. Данило Хілько

          Любая грамотная презентация (в смысле файл .ppt) – только визуализация к тому, что говорится на лекции. Очевидно, то, что Вы называете “смешными картинками” – и есть примеры использования машин лёрнинг на практике. Мы там видим и распознавание текста, и автомобиль без водителя. Это и есть “примеры применения и их анализ”. И я не знаю как можно испугаться “смешных картинок”. Сложных формул там почти нет, а та, что есть, очень удачно иллюстрирует математическую сторону вопроса. Можно было, конечно, убрать немного грузящую часть про нейронные сети и добавить какой-то реальный алгоритм вроде k-means и показать как он работает. Но учитывая аудиторию, это было бы рискованно: надо ведь, чтобы и восьмиклассники с девятиклассниками поняли.
          Насчет экономики: автор с самого начала поставил себе задачу рассказать про “другой путь” математика – где можно применять математические знания. С задачей он справился: указаны варианты мест работы, сказано о ключевых математических дисциплинах, нужных для этого, приложен список литературы. Добавить что-то в такую презентацию, не выйдя за временные рамки, нечего (я имею некоторое отношение к финансовой математике). А сама задача очень важная по двум причинам. Первая заключается в том, что в силу слабых коммуникативных навыков среди математиков связь между поколениями отсутствует и отследить карьеры прошлых олимпиадников нелегко (царит подход: надо делом – задачками – заниматься, а не говорить на такие “низкие” темы, как работа). Вторая: инвестбанки в Украине почти не существуют, но это не значит, что украинцы с математическим образованием не могут в них работать (заграницей). Как правило, мы эти возможности просто не знаем/не осознаём. И извините, но если не надо знать названия “финансовых компаний”, то зачем знать названия богатых стран или крупнейших городов? С таким подходом прямая дорога в башню из слоновой кости, а, как известно, в башне из слоновой кости можно заниматься только pure mathematics, алгебраической топологией там, не знаю.
          (Кстати, Вы невнимательны: там фигурируют названия не финансовых компаний, а аудит/консалтинг, а автор учится, как я понимаю, не заграницей, а в Киевской школе экономики.)

  2. Влад

    В чем смысл учить детей этим бесполезным определениям, которые нигде не применяются. Судя по всему, презентации составленны людьми, которые не имеют ни малейшего отношения к обычной математике, не говоря уже об олимпиадной. Слишком много умных слов, и слишком мало дела. Искренне жаль детей которые тратят свое драгоценное время в ЛМШ на это.

  3. Олена Карлова

    А якби лекції читали англійською, це не викликало б у Вас стільки знаків???!!!

    1. Влада

      Якби лекції в Україні читали українською мовою, то у мене це б ніскільки не викликало знаків. “Какаяразніца” у освітніх УКРАЇНСЬКИХ закладах недоречна!

  4. Дима Круковец

    Окей, я пожалуй разберу по порядку все моменты. Во-первых спасибо Данилу за ёмкий ответ касательно классического пути олимпиадных математиков после школы, это, во многом, отображает реальность. Вы можете сомневаться в моих олимпиадных достижениях (хотя можете и погуглить), но сомневаться в способностях Данила, который выигрывал межнар и тренировал ребят, которые выигрывали межнар, немного глупо, на мой взгляд.

    Во-вторых это материалы с лекции, а не сами лекции, здесь выносятся определения и формулы чтобы они были перед глазами. Помимо того, что на слайдах, были еще много историй, объяснений и прочего.

    Во-третьих насчет полезности я, в отличие от Данила, прокомментирую. Цель этих лекций была именно в том, чтобы помочь детям нащупать свой вектор развития, показать что математика существует и за пределами школы/университета и она безумно полезна. Я временами вижу “обезьянок”, которые бездумно вызывают функции и ищут параметры, которые наиболее удовлетворяют целям. Это могут многие и в этом нет ценности, однако ценность есть в том, чтобы понимать что стоит за функциями, чтобы происходящее не было “черным ящиком”. И тогда они уже могут делать что-то фундаментальное, то бишь как раз то, что высоко ценится и соответственно оплачивается в реальном мире. Это, скорее, к лекции по Data Science. Касательно всех лекций (которые охватывают доовльно широкий диапазон возможностей), если детей заинтересует такой путь, то им эти материалы будут сверх-полезны, иначе это плюс к общему развитию. Однако, повторюсь, целью лекций было именно смотивировать детей еще больше вкладывать сил в математику потому, что это реальные навыки, которые потом очень окупаются и материалы дают вектор.

    В-четвертых касательно языка. Все материалы, которые здесь представлены, изначально были пройдены всеми лекторами на английском. Поэтому в какой-то момент рассматривался вариант читать на английском, однако мы его отбросили во благо того, чтобы лучше и интерактивнее донести мысли аудитории. Тогда выбор стал между русским и украинским, мы подумали на каком нам будет легче донести знания (ибо именно это было причиной почему был отброшен вариант с английским) и остановились на русском. Знания всегда первичнее всевозможных предрассудков и популизма (кстати, неплохой слоган себе придумал, спасибо). Знания и умения – то, зачем приходят дети и что должны им дать преподаватели. Я согласен, что если бы я владел русским и украинским одинаково хорошо, то лучше бы я рассказывал на украинском. Однако я не владею им так хорошо и непринужденно, поэтому вот так. И я не знаю на каком языке читают остальные лекции в ЛМШ, на всякий случай.

    Я искренне надеюсь, что лекция была полезна детям и происходящее в комментариях не отображает действительность.

    Можете задавать вопросы в фейсбук.

  5. Влада

    Те, що відбувається в Україні ви називаєте “предрассудки и популизм”? Я б не вступала з вами в полеміку, якби лекції російською мовою не відбувалися в освітньому, навчальному УКРАЇНСЬКОМУ закладі. Це ганебно та недопустимо!

    1. Дима Круковец

      Мы можем подисскутировать на тему популизма в фейсбуке, буду рад объяснить свою позицию и ответить на вопросы сегодня или в понедельник.

    2. Дима Круковец

      Окей, поскольку в фейсбук мне так никто и не написал (возможно человек занят, а возможно и просто не хочет, чтобы засветилась фамилия, кто знает), напишу здесь. Я не называю то, что происходит в Украине популизмом (хотя и его у нас достаточно). Я называю манипуляции касательно языка лекции на фоне тотального упадка образования (как показывает ВНО по математике) популизмом. Более того, я считаю довольно низким такое отношение к людям, которые стараются сделать лучше и исправить ситуацию в стране (пусть и локальными методами) и помочь детям. Более того, “ганебно та недопустимо” мешать людям становится умнее, мыслить критично. Я глубоко убежден, что проблема у нас в том, что многие думают, что когда в стране начнут говорить на украинском, вот тогда и заживем. Нет. Когда мы начнем учиться, когда начнем двигать науку и, вместе с ней, различные сферы производства и прочих факторов, влияющих на ВВП и инвестиции, вот ТОГДА мы заживем (и то лишь через какое-то время).

      Кстати, один из посылов лекций, про что лекторы сказали примерно четырежды, что нужно учить английский хотя бы на уровень свободного чтения и читать статьи на английском ибо у нас очень мало крутых вещей переводятся, поэтому доступ к мировым знаниям закрыт еще и барьером незнания английского для многих.

      И важная ремарка. Мое виденье ситуации не обязательно отображает видение администрации ресурса, менеджмента школы. И опять же предлагаю все дискуссии вести в фейсбуке.

    3. Данило Хілько

      Пані Владо, є безліч африканських країн, які останні 50 років переживають своє національне відродження: там носять красиві африканські вишиванки і файно танцюють свій африканський гопак (повірте мені, я знаю про що говорю, бо живу в надзвичайно інтернаціональному місті). І хочеться спитати: і що воно їм дало?
      Можливо, “предрассудки и популизм” справді не найкращі слова для опису ситуації (“популізм” це як “духовність”: слово є, а що воно означає не знає ніхто), але що відбувається: Вам пропонують дуже хороші матеріали – перш за все з профорієнтаційної точки зору, що є доволі рідкісним в літніх математичних школах/математичних гуртках. Якби я школярем мав кілька таких лекцій, я б собі зберіг немало нервових клітин в різні моменти життя. А потім приходите Ви і єдиним Вашим коментарем є претензія щодо мови. Це не є конструктивним. Ми маємо шукати певного сорту компроміс – і в цьому випадку лекції варті цього компромісу. Процитую довженківського коня: “не туди б*єш, Іване!”

        1. Данило Хілько

          В Законі йдеться про освітній процес. Літня математична школа, очевидно, не є частиною освітнього процесу, адже проводиться в “позашкільному” режимі. На тренуваннях з тхеквондо цілком легально використовується корейська мова, навіть якщо тренування відбувається в спортзалі школи.
          Якщо що – це Ви запропонували буквоїдський стиль спілкування. Я не схвалюю подібні референції до законодавства, оскільки воно покликане **формалізувати** правовідносини. Але воно не може бути аргументом в дискусії. Навпаки, саме висновки дискусії повинні ставати основою для законодавства. Нарешті, стандартне нагадування в подібних ситуаціях: все, що відбувалося в країнах з найстрашнішими режимами 20-го століття – все це було цілком “законним”. Це не спроба порівняти українську ситуацію з ситуаціями тоталітарних держав, це спроба вказати на те, що посилання на законодавство не може слугувати аргументом.

          1. Влада

            Фраза “включно з закладами позашкільної освіти” нічого вам не говорить? Ще трохи: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/433-2001-%D0%BF Звісно, не переплюну вас у вашому красномовстві, бо для мене Україна – не вишиванка і не гопак ( хоч ви із зневагою оперуєте цими поняттями). Я не хочу (і я маю на це право), щоб мовою країни-агресора викладали в українських закладах освіти. Крапка.

  6. Татьяна

    Освіта – це те, що залишиться з тобою після того, як ти забудеш всю зайву інформацію по закінченню навчання. Слова не мої
    Це для Влада. А поки нехаюй діти слухають все уважно. Можливо, хтось завдяки цьому знайде себе.
    Вот це гарний крок в організації ЛМШ.

  7. Мама учня

    А вам, панове викладачі, не спадало на думку, що в Україні є україномовні діти??!!!!
    І їм важко сприймати матеріал, а особливо відповідати і писати російською. Діти в нерівних умовах! Знову підкріплюється комплекс меншовартості.
    Бо шкільний курс математики вони вивчають УКРАЇНСЬКОЮ!!! І ДУМАЮТЬ УКРАЇНСЬКОЮ!!!
    І МАЮТЬ ПРАВО НА ОСВІТУ РІДНОЮ МОВОЮ.

    1. Данило Хілько

      Ніхто їх не змушує відповідати і писати російською. Не знаю про який комплекс меншовартості йде мова – якщо ось вчора був такий парад і все інше. Стосовно сприймати – погоджуюсь, але ж Ви розумієте, що Ваш аргумент працює і в іншу сторону – існують російськомовні діти, що змушені сприймати матеріал від україномовних лекторів? Така вже в Україні мовна ситуація і, до слова, в математиці, де, попри все, панує мова математики, така ситуація сприймається найменш гостро.

      1. Ольга

        Данила, шла речь о том, что какой бы язык не выбрали, все равно создали бы проблему кому-то. Тогда почему выбрали русский? Логично в этом случае выбирать государственный. Такой выбор понятен и естественен – его должны знать и хорошо понимать все. Или продолжаем создавать ситуацию, когда, зная только русский, в Украине жить комфортнее, чем зная только украинский?

        1. Данило Хілько

          Почему выбрали русский – почитайте сверху в сообщении Димы, там написано. У нас есть немало украиноязычных лекторов, которые тоже никого не спрашивают, перед тем как давать лекцию на украинском. Привезем когда-нибудь (а вдруг?) лектора из-за границы – будут лекции на английском.

          1. Ольга

            Фраза “Тогда выбор стал между русским и украинским, мы подумали на каком нам будет легче донести знания (ибо именно это было причиной почему был отброшен вариант с английским) и остановились на русском. ” относилась к преподавателям? Это им было сложно донести знания на украинском? Тогда вопросов нет. Я поняла эту фразу как “выбрали тот, на котором будет понятней детям” 🙂 А на английском было бы полезнее. 🙂

  8. Петро

    В прошлом году учащимся ЛМШ вручили заламинированные дипломы, а вкладыши с оценками вручить позабыли. Сказали: потом, но не сбылось. А в этом году вручат?

  9. Ольга

    Я скажу одно. В Украине все дети учат украинский. Почему так беспокоились о русскоязычных, но плавать на украиноязычных и учащихся в украиноязычных школах? ИМХО, было бы уместно читать лекции именно на украинском. Тем более, если речь идет о переводе. У нас реально растет поколение детей, которые русский не знают, и это надо поощрять. Сразу скажу – да, я русскоязычна и дети с рождения тоже. Я сознательно им выбирала украиноязычные садики, а потом школы – они живут в Украине и украинский язык не должен вызывать проблемы восприятия. Я всеми руками за украиноязычное обучение в Украине. В конце концов это язык страны и дети в ней имеют право знать только украинский, но никто не имеет права, живя здесь, его не знать.

    1. Олена Карлова

      Мне кажется, что вопросы языка на Летней Школе не очень уместно обсуждать здесь. Есть хорошее дело, организованное неравнодушными людьми – так похвалите их за это! Тем более, что многие лекторы достаточно молоды и полны энтузиазма.

      P.S. Два года назад на Киевской открытой олимпиаде по лингвистике выступал лектор из Санкт-Петербурга. Естественно, на русском языке. Лекция была интересной и никто почему-то не закидал его гнилыми помидорами. Насколько я понимаю, не было предпринято также попыток позвать переводчика на украинский язык (наверно, из-за финансовых соображений..). Тем не менее Киевская олимпиада по лингвистике не только не потеряла своих участников после этой (ганебної) лекции, а наоборот, с годами пользуется все большей популярностью.

  10. Анна

    Так ваши дети и разговаривают-на суржике.Украинский не выучили и русский знать не хотят.

  11. Аня

    Господи, о чем речь?!!!! В очередной раз из мухи сделали слона! Уймитесь, женщины! Наши дети прекрасно понимают как русский, так и украинский языки! Для большинства из них вообще нет проблемы на каком слушать/говорить. Более старшее поколение, возможно, имеет языковой барьер в силу понятных причин. И, если отличному,самодостаточному человеку есть, чем поделиться с нашими детьми и он делится, и делает это так, как ему удобнее! Достаточно подливать масла в огонь и нести ахинею. Хотите языки – идите в языковые школы на выбор. Здесь – математика!
    Спасибо огромное лекторам и организаторам за предоставленные материалы! Не первый раз к вам приезжали. Ребенку нравится, результат есть!

    Из предложений на будущее:

    Может быть более рационально было бы проводить вступительную олимпиаду не в первый день, а на следующее утро? А в день приезда – организовывать, например, общую лекцию, как в этом году по экономике? Это дало бы возможность детям из других городов хоть немного прийти в чувства, ведь дорога не всегда приятное путешествие. Тогда бы может и не было б такого плачевного результата по вступительной олимпиаде.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

Ліміт часу вичерпаний. Будь-ласка, перезавантажте CAPTCHA.